Это блог о невероятной истории амазонок Дагомеи - единственных женщин-воинов в мировой истории, о которых сохранились подробные свидетельства очевидцев. Мой перевод самой полной и подробной книги об амазонках доступен здесь и здесь.

четверг, 9 июня 2011 г.

Гастроли дагомейских амазонок. Посещение России


После первой франко-дагомейской войны на воительниц королевства фон обратили внимание европейцы. Во времена Барнума какой-нибудь хозяин цирка обязательно попытался бы заработать на возникшем интересе публики. В феврале 1891 года (так случилось, что в этот же год умер Барнум) британский антрепрен¸р по имени Джон Вуд привёз "дагомейскую" танцевальную труппу в Париж. Они расположились в тщательно отапливаемом по такому случаю выставочном зале Акклиматического сада в Булонском лесу Парижа.

В труппе было 24 женщины. Их рекламировали как амазонок, однако, внимательный французский репортёр выяснил, что 10 были эгбе из окрестностей Абеокуты (весьма любопытно!), остальные были родом из Дагомеи - возможно, из Уиды. Они были одеты так, как никогда не одевались амазонки. На них были одеты кожаные диадемы и скромные платья, все украшенные раковинами каури. На коленях они носили кольца, украшенные небольшими колокольчиками. Их волосы были заплетены в тугие косы, сплетённые сверху.
Весьма вероятно, что среди них не было настоящих амазонок, однако и в этом случае их танцы выглядели очень достоверно. (Легко вообразить, что любая девочка в Дагомее с радостью копировала движения знаменитых взрослых). В акклиматическом саду амазонки демонстрировали военные манёвры: марши и контрмарши, упражнения с мечами и мушкетами, изображали смертельные рукопашные схватки.  Двое дагомейских мужчин-барабанщиков отбивали ритм. Репортёр писал, что лица амазонок, "сперва спокойные и почти улыбавшиеся, постепенно становились серьёзными и бесчувственными, и, наконец, изображали боевой экстаз, напоминавший крайнее возбуждение". Он предсказал, что амазонки "привлекут в Акклиматический сад...всех, кто жаден к новинкам и кому будет любопытно увидеть танцы и учебный бой женской армии. Это зрелище безболезненно перенесёт их на Невольничий Берег".

После Парижа труппа совершила тур по Европе. Спустя 2 года они всё ещё совершали турне, даже после того, как Франция положила конец существованию амазонок Дагомеи. Нам известно об этом из некролога юной "амазонке" по имени Гутто, которая умерла в Праге по неизвестной причине. Её похоронили на местном кладбище.

И про конец королевства. Про это мельком упоминали даже московские газеты

ДАГОМЕЯ. Дагомейский король Бенгазин, лишенный французами власти и живущий в ссылке в Форт-де-Франс, обратился к французскому правительству с просьбой восстановить его в прежних правах. Бенгазин обещает впредь быть другом Франции.

Алперн упоминает, что некий предприимчивый импресарио гастролировал с труппой амазонок по Европе и даже заезжал в Америку. В 1893 году они побывали на всемирной выставке в Чикаго, о чём есть несколько строк и фото тут http://columbus.gl.iit.edu/dreamcity/00034074.html.
Невероятно, но спустя 9 лет после падения Дагомеи труппа амазонок продолжала выступать и даже посетила Москву. Короткую заметку удалось найти в «Московских ведомостях» http://starosti.ru/article.php?id=11653
И, что совсем невероятно, о них писал в своём дневнике Борис Пастернак.

Перечисляя в "Охранной Грамоте" определяющие впечатления отрочества, Пастернак назвал одно из таких зрелищ. В апреле 1901 года демонстрировали в зоологическом саду этнографическую труппу из 48 женщин-воинов (амазонок) из Дагомеи, теперешнего Бенина, - страны, описанной в литературе для юношества как многовековой центр работорговли. Эти амазонки были скорее актрисами. Николай Касаткин изображал их на отдыхе, в деревне, построенной в зоологическом саду. В традиционном убранстве, вооруженные темнокожие красавицы слаженно выполняли странные фигуры военных танцев.
Вокруг площади с эстрадой стояли клетки. В них позевывали томящиеся звери.
"Первое ощущение женщины связалось у меня с ощущением обнаженного строя, сомкнутого страдания, тропического парада под барабан", - писал Пастернак в "Охранной грамоте". - "...Раньше чем надо, стал я невольником форм, потому что слишком рано увидел на них форму невольниц".
До сих пор женское унижение и ответное, основанное на жалости, восхищение встречались только в слышанных рассказах и читаных книгах. В реальном детском восприятии, переданном в стихотворении 1958 года "Женщины в детстве", все было не так. Женщины были бесспорным источником жизни и с непререкаемым правом распоряжались ею, требовали, воспитывали.
А это новое чувство было ошеломляюще томительно, как наваждение, как неотвязный сон.http://pasternak.niv.ru/pasternak/bio/pasternak-e-b/biografiya-1-5.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий